Буллинг, или травля, – серьезная проблема в школьной среде, которая оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Эта статья предоставит информацию о причинах возникновения травли, ее проявлениях, а также о конкретных мерах, которые могут предпринять родители и педагоги для предотвращения и противодействия буллингу.
Почему и за что ребенка могут начать буллить/травить в школах
- Отличия от группы: Дети, которые отличаются от большинства, могут стать мишенью для буллинга. Это могут быть физические особенности (рост, вес, цвет волос), особенности поведения (застенчивость, неуверенность), социальный статус, национальность, религия, уровень доходов семьи.
- Пример: Ребенок, носящий очки, или ребенок из малообеспеченной семьи.
- Поиск самоутверждения: Агрессоры могут травить других, чтобы почувствовать себя сильнее и значимее.
- Пример: Ребенок, который сам испытывает проблемы дома или в общении.
- Зависть: Травля может возникнуть из-за зависти к успехам, способностям или популярности другого ребенка.
- Пример: Травля успешного ученика со стороны менее успевающих.
- Отсутствие эмпатии: Дети, не способные сопереживать другим, могут не осознавать последствия своих действий и участвовать в травле.
- Пример: Ребенок, который не понимает, что его шутки обижают других.
- Влияние группы: Дети могут участвовать в травле из-за давления со стороны сверстников, боясь стать следующей жертвой.
- Пример: Дети, присоединяющиеся к травле, чтобы не стать изгоями.
- Проявление агрессии: Буллинг может быть проявлением агрессивного поведения, которое ребенок усвоил извне.
- Пример: Ребенок, подвергающийся насилию в семье, может стать агрессором в школе.
- Недостаток внимания взрослых: Дети, испытывающие недостаток внимания со стороны родителей или педагогов, могут проявлять агрессию, чтобы привлечь к себе внимание.
- Пример: Ребенок, которого игнорируют дома, может начать задирать других в школе.
Как проявляется буллинг/травля, какие есть неочевидные признаки буллинга
- Прямой буллинг:
- Физическое насилие: Избиения, пинки, толчки, повреждение имущества.
- Пример: Регулярные избиения в раздевалке.
- Вербальное насилие: Оскорбления, обзывания, угрозы, унижения.
- Пример: Постоянные оскорбления и насмешки в коридоре.
- Социальное насилие: Игнорирование, исключение из группы, распространение слухов.
- Пример: Исключение из игр, бойкот со стороны одноклассников.
- Физическое насилие: Избиения, пинки, толчки, повреждение имущества.
- Непрямой буллинг (кибербуллинг):
- Оскорбления в интернете: Оскорбления, унижения, распространение слухов в социальных сетях, мессенджерах.
- Пример: Публикация оскорбительных комментариев или мемов в сети.
- Киберпреследование: Постоянные сообщения, угрозы в интернете.
- Пример: Получение угроз через мессенджеры.
- Публикация личной информации: Распространение личных данных или фотографий без согласия.
- Пример: Публикация компрометирующих фотографий в интернете.
- Оскорбления в интернете: Оскорбления, унижения, распространение слухов в социальных сетях, мессенджерах.
- Неочевидные признаки буллинга:
- Изменения в поведении: Ребенок становится замкнутым, тревожным, раздражительным, плаксивым, боится идти в школу.
- Пример: Ребенок, который всегда был общительным, вдруг начинает избегать общения.
- Проблемы со сном и аппетитом: Нарушение сна, бессонница, потеря аппетита или переедание.
- Пример: Ребенок жалуется на то, что не может уснуть, или отказывается от еды.
- Ухудшение успеваемости: Снижение интереса к учебе, плохие отметки, отказ посещать школу.
- Пример: Ребенок, который хорошо учился, вдруг начинает получать плохие оценки.
- Физические жалобы: Головные боли, боли в животе, тошнота, недомогание.
- Пример: Ребенок постоянно жалуется на головную боль перед школой.
- Потеря интереса к увлечениям: Отказ от занятий, которые раньше приносили радость.
- Пример: Ребенок, который раньше любил спорт, вдруг перестает ходить на тренировки.
- Повреждения одежды или вещей: Поврежденные учебники, порванная одежда, сломанные вещи.
- Пример: Ребенок приходит из школы с порванной одеждой.
- Появление синяков или царапин: Ребенок приходит из школы с синяками, царапинами или ссадинами.
- Пример: Ребенок приходит из школы с синяком на руке, объясняя это “случайным падением”.
- Изменения в поведении: Ребенок становится замкнутым, тревожным, раздражительным, плаксивым, боится идти в школу.
Что делать родителям, если ребенка начинают травить в школе
- Слушать и поддерживать ребенка:
- Действие: Дать ребенку возможность выговориться, проявить понимание и сочувствие, убедить, что он не виноват.
- Цель: Снять чувство вины и стыда, показать, что ребенок не один.
- Пример: Говорить с ребенком спокойно и доверительно, слушать его рассказы без осуждения.
- Собрать доказательства:
- Действие: Записать факты травли (время, место, участники, содержание оскорблений), сохранить переписку в интернете, скриншоты, фотографии.
- Цель: Иметь конкретные доказательства для разговора с администрацией школы.
- Пример: Сделать скриншоты оскорбительных сообщений в социальной сети.
- Связаться со школой:
- Действие: Поговорить с классным руководителем, психологом или администрацией школы.
- Цель: Сообщить о факте травли, требовать принятия мер.
- Пример: Написать заявление на имя директора школы, описав ситуацию.
- Требовать расследования:
- Действие: Добиваться проведения расследования, вовлечения всех участников конфликта, принятия мер в отношении агрессоров.
- Цель: Остановить травлю, защитить ребенка, создать безопасную среду.
- Пример: Участвовать в родительских собраниях, требовать проведения бесед с участниками конфликта.
- Не участвовать в самосуде:
- Действие: Не пытаться самостоятельно выяснять отношения с обидчиками или их родителями.
- Цель: Избежать эскалации конфликта, не подвергать ребенка дополнительной опасности.
- Пример: Не звонить родителям обидчиков и не угрожать им.
- Обратиться к специалисту:
- Действие: Обратиться к детскому психологу или психотерапевту для оказания эмоциональной поддержки ребенку.
- Цель: Помочь ребенку справиться со стрессом, восстановить уверенность в себе.
- Пример: Посетить несколько сеансов с психологом, чтобы проработать травму.
- Учить ребенка защищаться:
- Действие: Объяснить ребенку, как реагировать на травлю, как просить о помощи, как защищать себя вербально.
- Цель: Повысить самооценку ребенка, дать ему инструменты для защиты.
- Пример: Проиграть с ребенком возможные ситуации, научить говорить “нет”, призывать к помощи.
- Рассмотреть перевод в другую школу:
- Действие: В случае неэффективности мер, принятых в школе, рассмотреть возможность перевода ребенка в другое учебное заведение.
- Цель: Обеспечить безопасную и комфортную среду для обучения.
- Пример: Найти школу с более дружелюбной атмосферой и сильной психологической службой.
Что делать педагогам, если они заметили буллинг/травлю одного из учеников
- Незамедлительное реагирование:
- Действие: Не игнорировать признаки травли, пресекать любые проявления агрессии.
- Цель: Предотвратить эскалацию конфликта, создать безопасную среду.
- Пример: Прекратить оскорбления в классе, провести беседу с агрессорами.
- Проведение расследования:
- Действие: Выяснить все обстоятельства произошедшего, поговорить со всеми участниками конфликта.
- Цель: Установить факты травли, определить виновных.
- Пример: Провести индивидуальные беседы с каждым ребенком, узнать их версию событий.
- Общение с родителями:
- Действие: Сообщить родителям всех участников конфликта о произошедшем, просить о сотрудничестве.
- Цель: Вовлечь родителей в решение проблемы, обеспечить поддержку ребенка.
- Пример: Провести родительское собрание, обсудить проблему и пути ее решения.
- Применение дисциплинарных мер:
- Действие: Применить дисциплинарные меры в отношении агрессоров, в соответствии с правилами школы.
- Цель: Пресечь травлю, показать, что агрессивное поведение недопустимо.
- Пример: Записать замечание в дневник, вызвать родителей в школу, применить меры административного характера.
- Организация профилактических мероприятий:
- Действие: Проводить занятия по формированию толерантности, развитию эмпатии, профилактике насилия.
- Цель: Изменить атмосферу в классе, научить детей уважать друг друга.
- Пример: Проводить тренинги по бесконфликтному общению, приглашать психологов для проведения бесед.
- Создание доверительной атмосферы:
- Действие: Создать в классе атмосферу открытости, доверия, безопасности, где дети могли бы открыто говорить о своих проблемах.
- Цель: Повысить доверие к педагогам, обеспечить возможность своевременного обращения за помощью.
- Пример: Проводить классные часы, беседовать с детьми, показывать, что педагогам не безразличны их проблемы.
- Работа с наблюдателями:
- Действие: Объяснить детям, как важно не оставаться равнодушными, как правильно реагировать на случаи травли.
- Цель: Снизить уровень пассивного согласия с буллингом, вовлечь всех детей в процесс противодействия.
- Пример: Провести классный час, объяснить, как можно поддержать жертву, сообщить о факте травли взрослым.
Заключение
Буллинг – серьезная проблема, требующая комплексного подхода. Эффективное противодействие травле возможно только при совместных усилиях родителей, педагогов и администрации школы. Создание безопасной, дружелюбной атмосферы, обучение детей толерантности, эмпатии, развитие навыков бесконфликтного общения – ключевые шаги на пути к решению этой проблемы. Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на безопасность и уважение.